Государственное учреждение образования «Средняя школа №24 г. Борисова»
телефон: 97 60 05; 97 60 01
email: upk24@rooborisov.by
222521, г. Борисов, ул. Пирогова, 65а

Школьная библиотека "Читай-Град"

 

Каждый из нас может обрести в библиотеке спокойствие духа, утешение в печали, нравственное обновление и счастье, если только умеет "владеть тем драгоценным ключом, который отпирает таинственную дверь этой сокровищницы"


Леббок 


 

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

 «ЧИТАЙ-ГРАД»

(перейти по ссылке)

 


НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ "ЧИТАЙ-ГРАД"

 

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ от 13 января 2011 г. № 243-З

КОДЭКС РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ АБ КУЛЬТУРЫ ад 20 ліпеня 2016 г. № 413-З

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 24 июня 2011 г. №839 «О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке предоставления их в бесплатное пользование»; О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. №839 (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2018 г. №621)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 6 января 2012 г. N 3 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 28.11.2016 № 108 «Аб устанаўленні форм уліковых дакументаў, якімі афармляюцца арганізацыя бібліятэчных фондаў устаноў агульняй сярэдняй адукацыі і выключэнне з іх дакументаў»

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

 


В школьной библиотеке «Читай-Град» можно:

  • Взять книгу на дом
  • Почитать периодические издания
  • Подобрать материал для реферата, доклада, проекта
  • Интересно подготовить домашнее задание
  • Подготовиться к часу информирования, классному часу
  • Поработать с электронными источниками информации
  • Найти ответ на интересующие вопросы
  • Поработать с энциклопедиями и справочными изданиями в читальном зале
  • Познакомиться с книжными выставками и экспозициями
  • Получить библиографическую справку
  • Принять участие в познавательных и развивающих проектах, литературных квестах, играх, акциях
  • Поработать в читальном зале с контрольными экземплярами учебников

 


ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Библиотека учреждения образования, реализующего образовательную программу общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее — библиотека учреждения образования), является структурным подразделением учреждения образования.

1.2. Библиотека учреждения образования осуществляет сбор и обеспечивает сохранность документов для пользования всеми участниками образовательного процесса.

1.3. В своей деятельности библиотека учреждения образования руководствуется следующими документами:

- Кодексом Республики Беларусь об образовании;

- Кодэксам Рэспублікі Беларусь аб культуры;

- Трудовым кодексом Республики Беларусь;

- уставом учреждения образования;

- приказами руководителя учреждения образования;

- иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

1.4. Координационным и методическим центром республиканского уровня является библиотека УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (приказ Министра образования Республики Беларусь от 31.03.2017 № 183), а библиотек регионального уровня ГУО «Минский городской институт развития образования».

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Библиотека учреждения образования призвана:

2.1. Содействовать процессу обучения и воспитания учащихся.

2.2. Осуществлять информационное сопровождение образовательного процесса.

2.3. Обеспечивать право участников образовательного процесса (учащихся, их законных представителей, педагогических работников, иных работников учреждения образования) на бесплатное пользование информационными ресурсами.

3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В соответствии с основными задачами библиотека учреждения образования:

3.1. Организует работу по комплектованию, учету, выдаче документов и учебных изданий библиотечного фонда.

3.2. Обеспечивает сохранность фонда и его использование пользователями в соответствии с установленными правилами.

3.3. Организует и ведет справочно-библиографический аппарат информационных ресурсов библиотеки (каталоги, система картотек, тематические базы данных).

3.4. Осуществляет библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогических работников.

3.5. Организует и проводит работу по воспитанию у учащихся интереса к книге и чтению, формированию информационной культуры, консультирует законных представителей несовершеннолетних по вопросам организации семейного чтения.

4. ПРАВОВОЙ СТАТУС. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4.1. Управление библиотекой учреждения образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом учреждения образования.

4.2. Руководство библиотекой учреждения образования, контроль за ее деятельностью осуществляет руководитель учреждения образования, который несет ответственность за создание необходимых условий для деятельности библиотеки (учет и сохранение библиотечного фонда, технического оборудования и имущества библиотеки).

4.3. Возглавляет библиотеку учреждения образования заведующий, который подчиняется непосредственно директору учреждения образования и является членом педагогического совета.

4.4. Структура библиотеки учреждения образования включает абонемент, читальный зал, хранилище. Для хранения фонда учебных изданий выделяется отдельное помещение. Библиотека учреждения образования имеет штемпель с обозначением своего полного наименования.

4.5. Состояние материально-технической базы и фонда библиотеки является одним из основных показателей готовности школы к новому учебному году.

4.6. Библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей осуществляется в соответствии с планом работы учреждения образования на год. План работы библиотеки учреж-дения образования является одним из обязательных разделов годового плана учреждения образования.

4.7. Формированием и обработкой библиотечных фондов, библиотечным, информационным и справочно-библиографическим обслуживанием пользователей библиотеки учреждения образования, научно-методическим обеспечением деятельности библиотеки занимается библиотечный работник (ст. 132 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб культуры), который также осуществляет комплектование, учет, выдачу, возврат, замену и списание документов библиотечного фонда.

4.8. Штатное расписание, условия и порядок оплаты труда библиотечных работников определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Библиотечные работники несут ответственность за сохранность фондов в соответствии с действующим законодательством.

Режим работы библиотеки учреждения образования определяется в соответствии с правилами внутреннего распорядка учреждения образования и утверждается руководителем до 1 сентября.

Порядок доступа к фондам, перечень услуг и условий их предоставления библиотекой определяются правилами пользования школьной библиотекой.

Библиотека имеет право:

Самостоятельно определять содержание, формы и методы своей работы в соответствии с задачами и направлениями деятельности.

Знакомиться с учебными программами, планами воспитательной работы учреждения образования, получать от педагогических работников сведения, необходимые для решения поставленных перед библиотекой учреждения образования задач.

Исключать документы из библиотечных фондов.

Устанавливать по согласованию с руководителем учреждения образования правила пользования библиотекой, порядок регистрации пользователей.

Принимать меры по компенсации урона, нанесенного пользователями.

Участвовать в реализации государственных и иных программ, направленных на развитие библиотечного дела.

Создавать самостоятельные библиотечные программы и участвовать в проектах, программах, конкурсах, координаторами которых выступают библиотеки различных ведомств и организаций.

Входить в библиотечные объединения, ассоциации (союзы).

Приобретать, создавать, формировать и использовать информационные ресурсы.

Осуществлять сбор документов в электронном виде, при необходимости создавать копии документов в электронном виде.

Работники библиотеки учреждения образования систематически повышают квалификацию в институтах повышения квалификации (не реже одного раза в 5 лет), на семинарах, проводимых библиотеками — методическими центрами, методическими объединениями, а также путем самообразования; проходят аттестацию в установленном порядке.

Проверка деятельности библиотеки учреждения образования проводится по согласованию с директором учреждения образования и районным отделом по образованию с обязательным привлечением специалистов библиотечного дела в качестве экспертов.


ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

1. Общие положения.

1.1 Правила пользования школьной библиотекой в Республике Беларусь разработаны на основе Типовых правил пользования библиотеками в Республике Беларусь, утвержденных Министерством культуры Республики Беларусь 15 ноября 1996 г. (Рег. № 1666/12 от 04.12.1996), и в соответствии с Положением о библиотеке обще-образовательной школы Республики Беларусь, утвержденным приказом Министерством образования Республики Беларусь 27 декабря 1999 г. № 768, и используются всеми общеобразовательными школами, гимназиями, лицеями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

1.2 Правила пользования школьной библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей школьной библиотеки, права и обязанности библиотеки и читателя.

2. Права читателей.

2.1. Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, родители учащихся школы.

Читатели имеют право:

2.2. Получать полную информацию о составе фонда библиотеки, порядке доступа к документам и консультативную помощь в поиске и выборе источников информации.

2.3. Получать во временное пользование документы из фонда библиотеки.

2.4.  Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.

2.5. Избирать и быть избранным в совет библиотеки и принимать участие в его работе.

2.6. Обжаловать в установленном законодательстве порядке незаконные действия сотрудников библиотеки, ущемляющие читателя в правах.

3. Порядок пользования библиотекой.

3.1. Учащиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов. Сотрудники школы и родители – по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.

3.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи читателю документов из фонда и приема их библиотечным работником.

3.3. При записи в библиотеку читатель должен быть ознакомлен с Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в формуляре читателя.

3.4. На дом документы выдаются читателям сроком на 15 дней. Количество экземпляров, выданных одновременно (не считая учебников), не должно превышать пяти.

Примечание: Срок пользования может быть продлен, если на данный документ нет спроса со стороны других читателей.

3.5. Учебная, методическая литература выдается читателям на срок обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения.

3.6. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования которых истек.

3.7. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий, энциклопедии на дом не выдаются.

3.8. Число документов из фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.

4. Ответственность и обязанности читателей.

4.1. При записи в библиотеку читатель обязан сообщить необходимые сведения для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов.

4.2. При выбытии из школы читатель обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.

4.3. Читатель обязан:

  • возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок;
  • не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых библиотекой формах учета;
  • бережно относится к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы);
  • соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа к фондам.

Примечание. При получении документов из фонда читатель обязан тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, которых обязан сделать на них соответствующие пометки.

4.4. Читатель, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным.

4.5. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесения ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем ответственность несут его родители или опекуны, попечители.

4.6. Читатели, нарушившие правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок, установленный библиотекой. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, читатели несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.

5. Обязанности библиотеки по обслуживанию читателей.

Библиотека обязана:

5.1. обслуживать читателей в соответствии с Правилами пользования библиотекой, которые должны быть размещены в доступном для ознакомления месте.

5.2. Создавать благоприятные условия для работы читателей в библиотеке.

5.3. Не использовать сведения о читателях, их интересах в иных целях, кроме научных и библиотечно-производственных.

5.4. Давать полную информацию читателям о наличии документов в фонде.

5.5. Оказывать помощь читателям в выборе необходимой литературы.

5.6. Предоставлять читателям возможность пользования каталогами, картотеками, библиографическими и информационными материалами.

5.7. Систематически информировать читателей о вновь поступивших документах.

5.8. Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда и за выполнением читателями правил пользования библиотекой.

 


ГРАФИК РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

 

Версия сайта для слабовидящих